Оценка профессиональных рисков

ИПК предлагает провести оценку профессиональных рисков, по результатам которой будут выданы следующие документы: 1) карта оценки профессиональных рисков; 2) сводная ведомость оценки рисков (реестр рисков); 3) перечень мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков.

С 1 марта 2022 года оценка профессиональных рисков – обязательная процедура для работодателя! (Трудовой кодекс, ст.214)

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК, другими ФЗ.  (Трудовой кодекс, ст.209)

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. (Трудовой кодекс, ст.209)

Проверочный лист №23 в приложении к приказу Роструда от 01.02.2022 № 20 отражает содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований по оценке профессиональных рисков./

Список контрольных вопросов чек-листа №23:

  • работодатель обеспечил создание и функционирование системы управления охраной труда?
  • при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем проводятся системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков?
  • выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками?
  • опасности обнаруживаются, распознаются и описываются в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм)?
  • работодатель обеспечил разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест?
  • в оценке профессиональных рисков участвует комитет (комиссия) по охране труда в случае его создания по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа?

При разработке положения о Системе управления охраной труда работодатель может руководствоваться приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (Документ носит рекомендательный характер и призван помочь работодателям).

Оценка профессиональных рисков

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации).

Кроме того, ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»;
  • ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технология оценки риска;
  • ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения;
  • ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ;
  • ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.

Оценка рисков – это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им (ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»).

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Оценка профессиональных рисков осуществляется на основании:

  • результатов специальной оценки условий труда;
  • инструкций по охране труда;
  • требований безопасности (охраны труда) к оборудованию и инструментам, технологических документов, руководств, паспортов на оборудование;
  • требований безопасности к организации рабочего места;
  • материалов, сырья и веществах, которые используются в технологическом процессе;
  • информации от персонала и других заинтересованных сторон;
  • информации о типичных источников опасности;
  • перечня и описания несчастных случаев и профессиональных заболеваний, актов расследования несчастных случаев.

Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков.

Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

В приказе Минтруда России № 796 от 28.12.2021  «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» выделены 15 основных методов, сгруппированных по областям применения (Документ носит рекомендательный характер и призван помочь работодателям).

Области применения:

  • методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микро-бизнеса – контрольные листы, матричный метод;
  • наиболее распространенные методы оценки профессиональных рисков – матричный метод на основе балльной оценки, анализ «галстук-бабочка».
  • методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем;
  • методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов;
  • иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков.

Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в Рекомендациях.

Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» указывает как представляются итоги оценки профрисков.

Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку, пересмотр и актуализация не реже 1 раза в год в соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 ₽ в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Заказать оценку профессиональных рисков